Великое искусство кубачинских мастеров
История кубачинской техники работы с драгоценными металлами уходит глубоко в прошлое. К сожалению, львиная доля информации по этому вопросу утеряна навсегда, а та, которая осталась, почти не имеет документальных подтверждений. В данном случае речь идёт об искусстве, появившимся примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры. Принято считать, что кубачинский стиль (естественно, в те времена он так не назывался) существовал одновременно на территориях Евразии, Закавказья, а также Ближнего Востока. Каждое место имело индивидуальные особенности, что отражалось в творчестве мастеров.
По некоторым данным можно сделать вывод о том, что ювелиры с разных стран тесно сотрудничали друг с другом. Они делились своими наработками, презентуя украшения и коллекционное холодное оружие своим соседям. Всех их объединяла одна деталь — высококачественная обработка благородных металлов с отделкой самоцветами и другими красивыми камнями. В данном направлении часто использовались такие приёмы, как чеканка, чернь, гравировка. В изделиях, изготовленных на территории Предгорного и Северо-Восточного Дагестана, можно было увидеть наличие такого материала, как цветное стекло.
История, имеющая документальные подтверждения
Судя по археологическим раскопкам, данное направление развивалось очень быстро. Каждая страна имела свои черты, которые отражались в особенностях узоров, технике работы с различными материалами и т. д. Изделия, созданные на территории Дагестана, имели самые сложные и многогранные узоры. Некоторые работы имели 5 уровней обработки, каждый из которых привносил свой уникальный характер. Центром ремесла стал посёлок Кубачи. Существует легенда, которая рассказывает, как местные златокузнецы работали над созданием экипировки и оружия для культовых исторических личностей. Среди выдающихся работ был меч русского князя Мстислава, а также шлем Александра Македонского.
Конечный стиль кубачинских мастеров сформировался только в 17-18 веке. Именно в это время он получил своё название и обрёл уже привычную всем форму. В начале 19 века, посёлок Кубачи официально был назван крупнейшим мировым центром по изготовлению изделий из благородных металлов. Сюда приезжали заказчики со всех уголков планеты, желающие получить уникальные кинжалы и сабли, украшения для своих жён и дочерей. Дахадаевский район республики Дагестан не переставал удивлять своими творениями. В 1924 году здесь была создана ювелирная артель, которая в 1960 году реорганизовалась в Кубачинский Художественный Комбинат.
Современная история
Профессионализм ювелиров и их стремление создавать что-то новое, поспособствовало расширению ассортимента КХК. Здесь начали изготавливать широкий ассортимент столового серебра, предметы декора, сувениры и многое другое. Всех их объединяла уникальная техника создания узоров, в которую входили всевозможные листья, бутоны цветов, развесистые ветви и различные геометрические фигуры. Никто не может сказать, почему знаменитый орнамент кубачей принял именно такой вид. Известно одно — он позволял каждому мастеру выразиться в полной мере. Искусство работы с благородными металлами передавалось из поколения в поколение. Каждый потомственный ювелир имел собственный фамильный стиль, имеющий свои правила и законы.
В рамках Кубачинского Художественного Комбината были созданы традиционные виды орнаментов. Так, например, «тутта накъишь» наносился на холодное оружие, представляя собой ветвистый рисунок с симметричным расположением. В свою очередь «мархарай накъишь» предусматривал свободное движение в любую сторону. В 70-х годах правительство СССР произвела финансирование КХК, обеспечив работой более чем 800 человек. В это время производство начало выпускать около тонны различных изделий из благородных металлов, большая часть из которых распродавалась по всему миру.
Особое внимание уделялось столовой посуде, такой как серебряные подносы и тарелки, чайные наборы, молочники, сахарницы. В ассортимент комбината также стали входить фляжки, портсигары, трости и десятки других изделий. Сегодня кубачинское серебро можно встретить в крупнейших музеях мира. Данный факт является гордостью республики Дагестан и России в целом!